Представиться
(3 Votes)

  И.С.Куликов Автопортрет

Наверно трудно найти в нашем городе того, кто не слышал бы про художника Куликова. Кто-то вспомнит и дом (Свердлова, 9) знаменитого земляка на бывшей улице Полевой, что упирается в Успенскую церковь. А кто-то живет на улице, названной  в честь живописца; в некоторых домах хранят его картины. Многие помнят, что в начале перестройки работу И.С. Куликова «Подсолнухи» (вариант «У околицы») в качестве дара новой России вручил Раисе Максимовне Горбачевой известный американский коллекционер Хаммер. У кого-то на слуху и недавнее присвоение имени Куликова муромской детской художественной школе. А вот могила художника на старом городском кладбище теперь безымянна… 

Вроде и книги про Ивана Семеновича выходят, и картины его висят в нашем музее и хранятся во многих других, но осознаем ли мы масштаб личности художника, его значение для культуры нашего города, да и всего края, ведь он единственный академик живописи на всю Владимирскую губернию. Но дело не столько в высоком звании, сколько в подлинном и великолепном наследии мастера: ярких живописных полотнах, виртуозных рисунках; собранных им предметах старины, что теперь гордость нашего музея (организованного им же); в заложенных им художественных традициях.

Давно стало привычным называть Муром – «городом художников», что вполне справедливо, но вряд ли было бы возможно без И.С. Куликова. Уже ушли из жизни его воспитанники, охранявшие заданную Учителем высокую планку в искусстве. Сменившие их следующие поколения ведущих муромских художников столь же не стандартно решают творческие задачи, оставаясь всегда современными и далеко не провинциальными. Куликов для них также же значим, как и «старые мастера» или предшественники импрессионистов - «барбизонцы».

Не случайно, по аналогии с последними, некоторые из нынешних наших мастеров, в юности называли себя «афанасовцами», ведь на этюды они отправлялись в родное для Ивана Семеновича село Афанасово. Каждый, кто проезжал через него из Мурома во Владимир, наверно помнит необычно красивый ряд плакучих ив, склонившихся над дорогой. Здесь до переезда в Муром жили родители И.С. Куликова, бывшие крепостные крестьяне. После реформы смогли стать вполне успешными горожанами, но с деревней связь не порывали, да и числились там по-прежнему членами сельской общины. Судьба мальчика из крестьян Ивана Куликова была необычна, многие события в его блестящей дореволюционной карьере художника можно считать чудесами.

Первое же чудо случилось буквально на следующий день после его рождения: 2 апреля 1875 года младенца крестил протоиерей Муромской Вознесенской церкви Гавриил Ястребов (1815-1897), ныне почитаемый муромский святой. Он обладал даром прозорливости; его боготворили не только муромцы, но чтил и сам св. отец Иоанн Крондштатский.

А потом Ваня Куликов успешно учился в начальной школе и уездном училище, где за страсть к рисованию был прозван «Художником»; сын маляра, он «вырос в краске» и, помогая отцу, мечтал о будущей учебе и творчестве. Чудом была и его встреча в 1893 году с известным петербургским художником А.И. Морозовым (1835-1904), который заметил талант мальчика и помог ему устроиться в Петербурге в рисовальную школу.

А потом – Академия художеств, мастерская И.Е. Репина, где он – один из первых и любимых учеников; всегда рядом и лучший друг – такой же юноша из провинции - Борис Кустодиев, будущий знаменитый русский художник. Юные друзья даже похожи внешне на пожелтевших музейных фотографиях.. Оба – помощники своего наставника, они участвуют в создании грандиозного полотна И.Е. Репина «Заседание Государственного Совета» (ГРМ) (1903).

Много работы, творчества, путешествий и по Руси во время учебы, и за границей, в качестве пансионера Академии. Мир открыт талантливому художнику, но он всегда возвращается в родной город. В дореволюционную пору И.С. Куликов хоть и живет в «собственном доме» в Муроме, но также частенько снимает комнаты на Васильевском острове в Петербурге, что было тогда обычным делом и было принято в его кругу.

В период с 1898 по 1917 год он непременный участник многочисленных выставок русских художников и Всемирных: в Льеже (1905); в Мюнхине и Лейпциге (1909); Риме (1911); Венеции (1914). Почти всегда он получает награды и премии за свои работы.

В 1915 году «за известность на художественном поприще» ему присваивают звание академика живописи. Иван Семенович уже давно вышел из крестьянского сословия; он – «Художник», что приравнивалось в дореволюционной России к государственной службе; к нему обращаются – «Господин» и «Ваше превосходительство», приглашают в члены различных художественных, научных и благотворительных обществ, находящихся под покровительством членов царской фамилии.

Он знаком со многими деятелями культуры и науки. Сам увлекается археологией. По приглашению П.С. Уваровой он участвует в раскопках Подболотского могильника близ Мурома, где с восхищением зарисовывает найденные там прекрасные бронзовые украшения. Он известен как замечательный портретист и самобытный живописец жанровых полотен на тему русской старины и народного быта. Портреты его реалистичны и виртуозны, некоторые из них по мастерству и выразительности приближаются к работам знаменитого Валентина Серова.

Например, портрет архитектора В.А. Щуко (1902) (ГРМ). Портрет художника И.Я. Билибина (1901) был удостоен в Мюнхине золотой медали; полотно с портретом матери (1903) (МИХМ) – серебряной в Льеже. Великолепны живописные образы его жены Е. А. Куликовой – музы и постоянной модели; она всегда хороша: в русском боярском или крестьянском, в мордовском, или собственном дамском наряде эпохи модерн. Не удивительно, ведь она считалась в ту пору одной из трех самых красивых (и к тому же образованных – преподавала словесность в женской гимназии) муромских невест. («В русском наряде» (МИХМ) (1916); «У околицы» (ГТГ) (1913); «Черемуха» (МИХМ) (1912)  и др.).

Жанровые полотна мастера условно можно разделить на две темы:  из современной ему народной жизни и из русской старины. Впрочем, они у Куликова очень близки, и одна вытекает из другой. Стоит отметить, что он ведь не был особым приверженцем передвижников, хоть и восхищался такими работами их направления как «Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репина, да и сам принимал участие в одной из их выставок (1908). И.С. Куликов был близок к этим художникам в реалистическом отражении действительности. Однако ему была чужда откровенная социальная направленность работ большинства передвижников. Взгляд нашего художника на картины «народной жизни» несколько отстранен: он скорее любуется ими со стороны. В то же время, он вполне оптимистичен, оттого его лучшие живописные полотна так праздничны и эпичны. («В крестьянской избе» - Псковский музей-заповедник -1902; «Три девицы» - МИХМ - 1907; «Мечтательница» - МИХМ - 1905; «Ярмарка в Муроме»  - МИХМ -1910-1912; «Возвращение из города» -МИХМ -1914).

Картины И.С. Куликова на темы русской старины или «теремной тематики» вполне вписываются в модное салонное направление рубежа XIX –XX веков. Увлечение национальным прошлым, как своего рода экзотикой, охватило все образованное общество, породило направление в искусстве, так называемый псевдо-русский стиль, а также привело к новому толчку в коллекционировании, причем именно русской старины. Картины И.С. Куликова – одни из самых ярких произведений данного направления в русском искусстве. Композиции эти несколько искусственны и постановочны; нарочито выстроены как театральные сцены. В то же время, они буквально завораживают зрителя «музейной» достоверностью подлинных нарядов, обстановки и утвари. Художник выписывает их особенно сочно и выпукло.  («Убор невесты» МИХМ -1907; «С праздником» - МИХМ -1911; «В боярском тереме» -МИХМ -1906 -1907; «Старинный обряд благословения невесты»  - ВСМЗ -1907 и др.). Оригинально и даже неожиданно была решена Куликовым картина «Боярышни в саду» на ту же тему, представленная на международной выставке в Венеции (1914). (После  Первой мировой войны и революции картину не удалось вернуть. Местонахождение неизвестно. Известна ныне по репродукции на почтовой открытке). Девушки в драгоценных и тяжелых боярских нарядах помещены художником в уютный сад. Интересен  контраст плотной живописи костюмов и импрессионистически написанной зелени. Это  необычное и мастерски решенное произведение; И.С. Куликов создал в нем совершенно особый мир русской красоты. Пожалуй, он столь же идеален, как и у его современника - художника Борисова - Мусатова, чьи полотна населены дамами, гуляющими в саду или сидящими у водоема. При этом, манера и стиль этих мастеров совершенно различны.

Для полного и подлинного погружения в прекрасный мир русской старины Иван Семенович еще в 1904 году начал собирать свою коллекцию. В этой деятельности, как и в творчестве, он обнаружил незаурядный талант, страсть и особое чутье. Однажды, путешествуя по Оке, в гости к Куликову заглянул друг Бориса Кустодиева – А.И. Анисимов, большой знаток и исследователь древнерусского искусства. Когда он увидел предметы старины в доме художника, то просто ахнул: «Вот у кого собрание – то…Подлинные костюмы, кокошники, платки, пояса, тафты и сарафаны! Да какой сохранности и какого блеска! Масса всяких предметов утвари, украшений, обстановки…». Собирательством наш художник занимался в течение 13 лет до Октябрьского переворота. А после пришлось со многим расстаться.  Порой приходились платки с золотым шитьем на муку менять.

Настали совсем другие времена…И.С. Куликов всегда был чужд политике, его волновало и увлекало Искусство, которое в новую пору не только отменяли, но и разрушали. Иван Куликов, теперь уже «не выездной» не только из страны, но даже из провинции. Когда – то весь мир был открыт для него, теперь же он пытался в родном городе «прорубить» в него хотя бы окно для своих земляков. 

Поэтому в 1818 году И.С. Куликов активно занимается созданием местного музея, конечно больше заботясь об историко – культурной и художественной его части. Его включают в комиссию по вывозу ценностей из карачаровского имения графов Уваровых; занимается он и вопросами сохранения архитектурных памятников. Короткое время работает заведующим  музеем, куда в 1923  году передает значительную часть своей коллекции. (Позже «добывает» для муромского музея через Главмузей несколько работ известных русских художников). В том же году его работы экспонируются на выставке петроградских художников всех направлений за пять лет (1918-1923); в 1925 – на выставке ленинградских художников. Он все еще ощущал своим этот город, так быстро менявший названия и статус, но все же остававшийся культурной столицей страны. Тогда же – в 1925 году, благодаря Куликову, начинается отсчет художественной жизни и в его родном городе.  В организованной им 1-ой выставке муромских художников, он участвовал наравне с начинающими авторами. При жизни мастера прошло пять таких вернисажей; традиция была продолжена учениками Куликова.    По - прежнему эти выставки проходят на базе Муромского музея.

И.С. Куликов оставался верным своему творчеству до самого конца жизни. Темы новой советской жизни вряд ли так сильно захватывали его, как прежде – картины старины, что видно по ряду композиций 1930-х годов. Однако, он по-прежнему оставался прекрасным мастером портретного жанра, о чем ярко свидетельствует целый ряд произведений. (Физкультурница» - МИХМ –1928; «Юнгштурм» - МИХМ –1929; «Портрет летчика В.П. Чкалова» - МИХМ –1938 и др.) В наследии И.С. Куликова, как и у большинства художников, немало автопортретов, которые отражают становление личности и мастерства живописца. Последний автопортрет, созданный за два года до смерти (МИХМ – 1939), поражает глубиной образа и даже некоторым трагизмом. Художник пристально, но уже несколько бесстрастно смотрит на зрителя. Шуба его расстегнута, в правой руке он держит шапку. Он еще здесь, но скоро уже уйдет и шагнет за порог земной жизни. (Последние строки – вольный пересказ «мыслей вслух» о портрете Учителя, высказанных муромским художником М.К. Левиным (1918-1985), воспитанником И.С. Куликова, членом Союза художников).

И.С. Куликов ушел из жизни 15 декабря 1941 года в суровый морозный день.

Уже началась Великая Отечественная война, поэтому так символично выглядел на его мольберте эскиз к задуманному историческому полотну «Выход нижегородского ополчения в 1612 году».

(МИХМ). МИХМ-Муромский историко-художественный музей.

Произведения художника опубликованы на нашем сайте в Галерее(Раздел «О нашем городе», подпапка «Муромский музей)   

 
ГАЛЕРЕЯ: Последние поступления
Кнопка Дата-Центр